Sandhu_Aghori (sixten_nystrem) wrote,
Sandhu_Aghori
sixten_nystrem

Category:

Миф о мытарствах. Неогностицизм о.Серафима Роуза. Часть 3

СВЯЩЕННЫЕ ПИСАНИЯ

Читая "Душа После Смерти", никогда нельзя точно сказать, какой перевод Священного Писания использовал отец Серафим Роуз. В большинстве случаев он не только принимает Библейскую интерпретацию (толкование) «русских мистиков», но и наивно предполагает, что они толкуют Библию равно с авторитетом святых отцов. Библейское "обоснование" теории мытарств отца Серафима абсолютно ненадежно. По видимому он совершенно равнодушен к контексту стихов и фраз, которые он вытягивает из Библии (и из святых отцов). Эти обвинения могут быть доказаны несколькими примерами толкования Роузом Священного Писания. "Учение о мытарствах есть учение Церкви", объявляет епископ Игнатий Брянчанинов.
"Несомненно (акцент в оригинале), что святый апостол Павел говорит о них, когда возвещает, что христианам предлежит брань с поднебесными духами злобы"(Эф. 6:12). "Это учение находим в древнейшем церковном предании и в церковных молитвословиях." (св.Игнатий (Брянчанинов)"Слово о смерти"). Отец Серафим следует за епископом в его объяснении слов Апостола как призыва Ефессян и всех христиан на борьбу с демонами и в этой жизни, и в следующей. (1) С той же непоколебимой уверенностью, о. Роуз повторяет цитаты епископа из святых отцов, которые по-видимому подтверждают теорию мытарств - святые Афанасий, Макарий, Исайя Отшельник, Хезичиус, Григорий Двоеслов, Ефрем Сирин , Кирилл Александрийский, Иоанн Дамаскин и Иоанн Златоуст. (2) Фактически, каждая из цитат отца Серафима из творений этих отцов может быть понята как борьба со злыми духами в этом мире, а не после смерти. Отец Серафим все время и сознательно смешивает библейское господство бесов в воздухе (Еф..2:2), в нашей вселенной с так называемыми «воздушными мытарствами» невидимых сфер. (3) О чем же фактически говорится в Еф.6:12? "потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных." Каков же контекст шестой главы? Начало со стиха 10:"Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против.....Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять...." Как мы должны понимать Св. апостола Павла? Св. Иоанна Златоуст говорит:Почему (апостол) называет дьявола князем этого века? Потому, что природа человеческая почти всецело предалась ему и все служат ему добровольно и намеренно.«По воле князя, – говорит Павел, – господствующего в воздухе, духа». Это говорит (апостол) с тем, чтобы показать, что (дьявол) обитает в поднебесной, что духи воздушные суть бестелесные силы, которые и помогают ему в его действиях. А что власть его (дьявола) есть власть временная т. е. что она прекратится вместе с настоящим веком, – послушай, что говорит об этом (апостол) в конце послания: «потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего» (Еф.6:12). Для того же, чтобы, услышав, как (апостол) именует (дьяволов) миродержителями, ты не почел их несотворенными, он прибавляет: «тьмы века».
Также и в другом месте, где вовсе нет и речи о творениях, он называет развращенное время «лукавого века» (Гал. 1:4). Мне кажется, что, будучи начальником в поднебесной (прежде, до падения), дьявол не лишился этого начальства и по падении. «Действующего, – говорит, – ныне в сынах
противления».(4) Св. Григорий Богослов подводит итог значения призыва Св. Павла к христианам, « чтобы душа могла наследовать горнюю славу за подвиг и за борьбу с дольним». (5) «Это хорошо известно всем православным», утверждает отец Серафим, «тот человек может подняться выше ограничений его физической природы к невидимым сферам». Он упоминает известный опыт Св. Павла:

«Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых
человеку нельзя пересказать.»(2-е Кор. 12:2-4)

"Нам нет нужды размышлять о том, каким образом тело может утончиться настолько, чтобы взойти на Небо (если его переживание действительно было в теле)", резюмирует о.Серафим, "или в какое «тонкое тело» могла быть облечена душа во время пребывания вне тела. Для нас достаточно
знать, что душа (в каком-то «теле») по Божией милости может быть действительно вознесена и созерцать рай, а также воздушное царство духов поднебесных". (6) Отец Серафим похоже совсем не обращает внимание на слова Св. Павла, а также не интересуется ни в малейшей степени тем, что говорят об этом событии святые отцы . Если бы он поинтересовался этим, то обнаружил бы, что их слова радикально отличаются от интерпретации,
предлагаемой епископом Игнатием и им самим (см. ниже). Какое же оно, это "третье небо"? Апостол этого не говорит. А рай? Он не говорит нам этого. Монах из Платины предполагает, что читатель будет приравнивать их к «небесам», где праведники проводят вечность. Заметьте, также, что Св. Павел ничего не говорит о своей душе, оставляющей его тело. Его экстаз был опытом, который невозможно объяснить: логика и все пять чувств не могут
сказать ему, был ли он в теле или вне тела. Так что в действительности о.Серафим все-таки «размышляет» об этом вопросе. Во-первых, он хочет, чтобы мы полагали, что тело должно быть "утончено", как если бы Св. Павел действительно входил на "третье небо" в теле. Библейский же текст не упоминает об изменении тела. Во-вторых, отец Роуз вводит теософскую идею «тонкого тела», одухотворенного таким образом, что может идти туда и
делать то, что в ином качестве сделать невозможно. Душа, говорит он, возможно, была «облечена» в «тонкое тело», материальность которого изменилась для Св. Павла, чтобы взойти на «третье небо» и в «рай». Но если душа потеряла свое тело, какая у нее потребность в другом теле? Не говоря уже о том, что Св. Павел может пойти куда угодно в своем собственном теле, если Бог того пожелает. В любом случае, ничего в послании Апостола не разрешает отцу Роузу такие вольности с текстом. Кроме того, далеко не единственный из великих святых отцов церкви дал этому событию совершенно
противоположное объяснение, противоречащее теософским предположениям отца Серафима Роуза, который, очевидно, не провел никакого реального исследования в области данного вопроса и не потрудился узнать учение церкви по этому предмету. (7), Как, например, Св. Иоанн Златоуст объясняет слова Св. Павла? "Итак, что же? Ум ли только и душа были восхищены, а тело оставалось мертвым? Или и тело было восхищено? Этого нельзя определить. Если не
знает сам Павел, который был восхищен, и удостоился столь многих и столь неизреченных откровений; то, тем более, не знаем мы. Что он был в раю, это знает; что был на третьем небе, и то ему небезызвестно; но как был восхищен, того не знает ясно.....А для чего восхищен был (Павел)? Для того,
как думаю, чтобы его не почитали меньшим других апостолов. Те были вместе со Христом, а он не был; поэтому (Господь), в изъявление славы его, и его восхитил в рай. А слово «рай» многозначительно, и везде было известно.(8)
Как видим, здесь была совершенно очевидная цель прославления Св. Павла в веках. Очень немногие люди удостаиваются подобной чести. Если отец Серафим надеялся, что привлечение сверхъестественного опыта апостола Павла подтвердит его теорию мытарств, то надо признать, его надежды не оправдались. "Противник ваш диавол", - говорит святой апостол Петр, "ходит как рыкающий лев, ища, кого поглотить." (1 Пет.5:8). По мнению о.Серафима,
так происходит "и во время земной жизни нашей, и по разлучении души с телом. Когда душа христианина, оставив свою земную храмину, начнет стремиться через воздушное пространство в горнее отечество, демоны останавливают ее, стараются найти в ней сродство с собою, свою греховность, свое падение и низвести ее во ад, «уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25:41).

"Так действуют они по праву, приобретенному ими» (Епископ Игнатий. Собр. соч., т. 3, стр. 132–133).(10) Отец Серафим играет в игры с очевидным значением Священного Писания. Давайте поместим 1 Петра 5:8 в контекст:
"Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить.
Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире.
Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми." (ст.8-10)
Нет никакого основания для добавления слов: "во время нашей земной жизни и после разлучения души с телом", но
отец Серафим все-таки добавляет подходящее предложение - "Так действуют они по праву (т.е., судьи души) приобретенному ими"
Кто же дал злым духам это право? Бог? Так покажите нам где в Священном Писании или у отцов сказано, что Бог разрешил демонам устраивать мытарства, чтобы судить души праведных во время их восхождения к небесам? Отец Серафим (который заимствует это у епископа Игнатия (Брянчанинова)) лишь повторяет его ошибку, связывая 1 Пет 5:8 со словами Господа в Мф 25:41, которые, как показывает Св.Писание, относятся к месту пребывания падших ангелов и грешников после Страшного суда. Снова, ничего в тексте не позволяет отцу Серафиму изображать падших ангелов, влекущими любую душу в ад. У них нет такой власти ни теперь, ни в Судный день. Только Бог имеет «право» и «власть» прославить или осудить (Откр. 20:14). Отцы не говорят ничего такого, что могло бы быть истолковано как поддержка интерпретации отца Серафима. Послушаем св.Киприана Карфагенского. Он просит своих братьев бодрствовать: "возлюбленнейшие братья; надобно всеми силами стараться противопоставить тщательное и полное бдение врагу, который, свирепствуя, направляет на все части тела свои стрелы, могущие поразить и ранить нас. Убеждая нас к этому и поучая, апостол Петр говорит в своем Послании: «Трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити» (1Пет 5.8).Особенно беспокоят святого грехи ревности и зависти, из-за которых сам дьявол потерял «ангельское величие». Киприан заканчивает беседу словами, «предназначенные к тому, чтобы вечно угождать Ему в Царстве, мы сперва угодим Ему в сем мире. ». (11) Позже, святой предупредит, чего можно ожидать, не угодившим Богу, в день, когда Сын Человеческий придет во Славе судить живых и мертвых, а именно быть брошенным в постоянный огонь, который Отец приготовил дьяволу и ангелам его (Mф.25:31-46). (12), Если мы обшарим всю Библию, то не найдем ни одного упоминания о мытарствах; в Священном писании нет абсолютно никакого подтверждения этого учения. Интерпретации о. Серафима, основанные на Священном Писании, демонстрируют полное отсутствие понимания православного богословия и святых отцов. Только те, кто прочитал их глазами Апостольской Традиции, раскроют тайны божественного Слова. Одно лишь бесспорно; это не дьявол и его демоны будут судить спасенных - "Разве не знаете, что мы будем судить ангелов?" (1Кор.6:3)

Ссылки
1. Работы (издание 3), стp. 138. Указано в «Душе После Смерти»,стp. 78
2. Там же., стр 79-83. См. также другие цитаты о.Серафима из отцов в ответе на «Критика» ( Архиепископ Лазарь Пухало). Впоследствии, он пишет, «Некоторые из этих ссылок, это будет отмечено, не указаны, потому что это ссылки на учение, с которым сами аскетические и гимно-писатели и их читатели уже знакомы и которое они принимают, а потому нет никакой необходимости подтверждать это учение каждый раз, когда оно упомянуто» (Там же, стр 259-260). Удивительно, отец Серафим Роуз делает такие «квалификации» не краснея всюду по своей книге.
3."Мытарства» упомянуты в проповеди «На исход Души» неправильно приписанной Св. Кириллу. Из его содержания ясно, что это документ из гностического источника (см. Введение).
4. Комментарий на Ефессянам, Гомилия 22:1; и Св. Григорий Нисский, Против Евномия II, 15 PG 45 569BC; Св. Лев Великий, Великопостная проповедь 39 54 265BC; Св. Амвросий, Послание LXXXV, и т.д.
5. Апология (Торжественная речь 2), 17 PG 35 425C.
6. «Душа После Смерти», стp. 107. Нам сообщают также, что епископ Игнатий знал двух отшельников с девятнадцатого века (Старца Василия Сибирского и старца схимника Исайю), «чьи души оставили тела, в то время как они были на молитве» . И отец, Серафим и его учитель, кажется, ничего не знают об обширной принадлежащей отцам церкви литературе, которая осуждает идею «выхода из тела», и идентифицирует такие явления как «демоническое заблуждение» и «фантазии». Согласно святым отцам, «выходы из тела» всегда не реальны, но только галлюцинации и заблуждение. Эта тема подробно и глубоко раскрыта отцами. Очень странно, что отец Серафим так торопится, чтобы принять Теософские «выходы из тела», якобы зарегистрированные современной парапсихологией как подлинные. Можно было бы также принять учение розенкрейцерского Ордена. Последее - «сатанинские галлюцинации». Снова отец Серафим говорит что души святых мужей оставили тела, но в Душе После Смерти нет никакого свидетельства от них, и, так как о таких «событиях» часто сообщают шизофреничные пациенты в психиатрических больницах, то можно задаться вопросом о здравомыслии тех, кто сообщил о таких событиях. Видимо случайно отец Серафим не сообщает нам, столкнулись ли эти отшельники с мытарствами в своем восхождении
7.См, Св. Иоанна златоуста, Гомилия 24, на 2 Послание к коринфянам; Св. Афанасий Великий, Третья беседа против ариан, параграф 47; Св. Григорий Палама, Триады, 1.3:5; 21; 2.1:44; 2.3:36-37 и многие другие. Относительно ереси «выхода из тела», см. книга «Православное учение», Synaxis Press, 1994.
8. Ком. на 2 Послании к коринфянам, Гомилия 26:1-2.
9. Это - понятие, взятое непосредственно из гностицизма. Идея, что душа была предсуществующим, божественным духом, который был завлечен, и всегда стремится «возвратиться на свою божественную родину», главный элемент в манихействе и его потомках. Может случиться так, что отец Серафим не понимал источник своей доктрины, но это не оправдание. Он был обязан это знать, собираясь выдать ее как «учение церкви».
10. «Душа После Смерти», стр 73-74. Поскольку Роуз признает, эта интерпретация 1 Петра 5:8 была взята у епископа Игнатия Брянчанинова (Собрание сочинений [издание 3], стр 132-133).
11. Трактат 10, «О Ревности и Зависти», 1-3.
12. Трактат 12, «Свидетельства Против евреев», Книга 3, IV
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments