Sandhu_Aghori (sixten_nystrem) wrote,
Sandhu_Aghori
sixten_nystrem

Category:

Миф о мытарствах. Неогностицизм о.Серафима Роуза. Часть 4

СВЯТЫЕ ОТЦЫ

"Следуя святым отцам...." это или подобное выражение - обычное начало для официальных церковных документов
.Православные обращаются к отцам, как высшим учителям христианской веры. Любые толкователи или переводчики Священного Писания не имеют большего авторитета, чем отцы. Таким образом, о.Серафим просто обязан был обратиться к ним, чтобы найти поддержку своего учения о жизни после смерти. Мы, также, должны обратиться к отцам, не только, чтобы показать, как иеромонах Серафим бесстыдно и неправильно использовал их, но также и для того, чтобы узнать истинное учение отцов по рассматриваемому нами вопросу. Нескольких примеров должно быть достаточно. Несколько раз о.Серафим прибегает к поддержке со стороны "Духовных Проповедей" Св. Макария Великого: «Как сборщики податей, сидя в темных проходах, останавливают и истязают прохожих, так и демоны наблюдают и задерживают души; и если души не
совершенно очистились, то при исшествии своем из тела не получают дозволения войти в небесные обители и предстать Владыке своему, но уносятся вниз воздушными демонами...." (1) Читая эту версию беседы святого Макария, можно было бы, согласиться, что он поддерживает учение о мытарствах Но давайте посмотрим полный вариант: "Но как сильно дующие ветры приводят в движение всю тварь в целой поднебесной, и производят великий шум: так и вражия сила движет и уносит помыслы, колеблет глубины сердца, к своей склоняя воле, и в служении ей рассевает помыслы. Как сборщики податей, сидя в тесных проходах, останавливают и истязывают проходящих: так и демоны наблюдают и задерживают души. Если мысли не совершенно очистились, то не получают дозволения войти в небесные обители и предстать Владыке своему, но уносятся вниз воздушными демонами..." (беседа 43, 9) (Вариант отца Серафима Роуза полностью совпадает с общедоступным русским переводом беседы 43 Макария Великого, таким образом автор русского перевода вероятно придерживался учения о мытарствах прим. перев.) Слова св.Макария относятся к душе, которая через свои мысли, стремится преодолеть ограниченность человеческого тела. Мысли рождаются в душе или, более точно, рождается дух. Святой Макарий поясняет, как дьявол и его демоны «досматривают» или «шпионят» за душой, чтобы обнаружить в ней любую слабость. Таким образом демоны могут отвратить наши мысли от вознесения в «небесные обители». (2) Отец Серафим вытягивает еще одну цитату из Св. Макария. Снова используя некорректный метод перевода, он указывает на двадцать вторую беседу:
"Когда душа человеческая выйдет из тела, тогда совершается при сем некое великое таинство. Ибо если повинна она во грехах, то приходят толпы демонов, и недобрые ангелы и темные силы поемлют душу ту и берут в собственную свою область. И никто не должен удивляться сему; потому что,
если душа в сей жизни, находясь в веке сем, им подчинялась и повиновалась и была их рабою, то тем паче удерживается ими и в их остается власти, когда отходит из мира. .."(3) Теперь полный первод: "Когда душа человеческая выйдет из тела, тогда совершается при сем великое некое таинство. Ибо если повинна она во грехах, то приходят толпы демонов, и недобрые ангелы и темные силы поемлют душу ту и берут в собственную свою область. И никто не должен удивляться сему; потому что, если душа в сей жизни, находясь в веке сем, им подчинялась и повиновалась и была их рабою, то тем паче удерживается ими и в их остается власти, когда отходит из мира. А что касается до части благой; то должен ты представлять себе, что дело бывает так. При святых рабах Божиих еще ныне пребывают Ангелы, и святые духи их окружают и охраняют. И когда отходят от тела, тогда лики Ангелов приемлют души их в собственную свою область, в чистый век, и таким образом, приводят их ко Господу. "(Макарий В. беседа 22.) Здесь нет никакого упоминания о мытарствах. Но более важно нам здесь понять, почему отец Серафим опустил последние предложения проповеди?
Почему он не сообщил нам о том, что Св. Макарий полагал, что, одновременно с тем, как злые духи будут требовать своего собственного, ангелы Господни возьмут праведников к себе, чтобы жить с Господом? (5), Другими словами, праведники не проходят через руки демонов, прежде чем они достигнут «чистой вечности». Конечно, у грешников также нет потребности проходить мытарства, поскольку они уже давно приняли решение принадлежать сатане. Давайте возьмем еще два примера прежде, чем перейти к христианскому учению отцов - из Св. Грегория Двоеслова и Св. Антония Великого. Во второй книге своих "Бесед на Евангелие" Папа Св.Григорий убеждает своих слушателей подумать над тем, какой приговор вынесет «Строгий судия» относительно наших жизней. Перевод с латыни:
"Мы должны серьезно подумать об этом страшном часе нашего разрешения от тела, подумать с трепетом ума, вспомнить многие наши злые дела, с предчувствием строгого суда. Как можем мы наслаждаться этой настоящей жизнью, когда знаем, что все проходит. То, что мы любим, должно погибнуть; суд начинается там, где горе никогда не заканчивается. Тогда и нечестивые духи будут искать свои собственные дела в душе, когда она выйдет из тела; Тогда они покажут нам злые дела, которые спровоцировали в нас, чтобы увлечь вместе с собой на мучения. Извращенность демонов может коснуться даже избранных, когда они покидают эту жизнь, ища в них что-то свое, если она в состоянии. Среди всех людей был Тот, Кто сказал
перед своей Страстью: «Уже недолго ...» Таким образом, в мы должны ежедневно размышлять с беспокойством и со многими слезами о том, сколь ужасны будут обвинения «правителя века сего» в день нашей смерти"
А вот перед нами английский перевод отца Серафима с русского перевода епископа Игнатия Брянчанинова того же самого отрывка (уникальная версия отца Серафима приводится в "Душе После Смерти", стp. 81):

"Ибо надобно основательно размышлять о том, коль страшен будет для нас час смертный, какой ужас души, какое воспоминание всех зол, какое забвение протекшего счастья, какой страх и какое опасение Судии. Следовательно, что из настоящего должно быть для нас усладительно, когда с
прохождением всего вместе не может пройти то, что угрожает? Когда и то, что любят, решительно оканчивается и начинается то состояние, в котором болезнь никогда не оканчивается? Тогда злые духи в отходящей душе отыскивают дела ее, тогда они представляют на вид те грехи, к которым расположили ее, дабы свою сообщницу увлечь на мучения. Но для чего мы говорим только о грешной душе, когда они приходят даже к избранным умирающим и в них отыскивают свое, если в чем успели? Среди людей был только Один, Кто прежде страдания Своего безбоязненно говорит: «уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» (Ин 14.30)."
Сравните формулировку в первом переводе, "чтобы увлечь вместе с собой на мучения" и во втором "дабы свою сообщницу увлечь на мучения". Отец Серафим постоянно утверждает, что тех, кто не проходит мытарства, бесы «влекут» в ад. Если мы принимаем английскую формулировку отца Серафима, то в ней есть, конечно, намек на мытарства; однако перевод с латыни на английский через русский язык дефективен. Слова «увлечь вместе с собой на мучения" (было ли это преднамеренно исключено им?) относятся к Судному Дню Второго пришествия, когда дьявол и его сообщники
- люди пойдут в Ад. Однако, отец Серафим не прав по другой причине. То, что демоны «ищут свое собственное» в отходящей душе, даже праведной, едва ли является чем-то новым. Это для их удовольствие, основа их бытия, не только ввергнуть нас в грех, но и обвинить ложно в грехе каждую душу, как «в теле», так и "вне тела». Демоны желают иметь человеческую компанию в аду. Но отец Серафим подразумевает намного больше. Он полагает, что мытарства существуют, «для определения возможности души жить на небесах». (6) Отец Серафим, был так же не прав относительно Св. Папы Григория, как и о других святых отцах. Тем не менее, ему удается убедить себя, что так или иначе они поддерживают его гностицизм. Он убежден,
также, что опыт мытарств есть не только после смерти, но и перед смертью. Он предлагает нам один из «многих и ясных примеров» из Жития Св. Антония, написанного св.Афанасием. Во время молитвы св. Антоний "был внезапно восхищен Духом и вознесен Ангелами на высоту. Воздушные
демоны противились его шествию" но "Ангелы заградили уста клеветников.....Тотчас он пришел в себя и увидел, что стоит на том самом месте, на которое стал для молитвы. Забыв о пище, он провел всю ночь в слезах и стенаниях, размышляя о множестве врагов человеческих, о борьбе с таким
воинством, о трудностях пути к небу через воздух и о словах апостола, который сказал: «Несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властем воздушным» (Еф. 6:12; Еф. 2:2), который, зная, что воздушные власти того только и доискиваются, о том заботятся со всем усилием, к тому напрягаются и стремятся, чтобы лишить нас свободного прохода к небу...." (7), Как же отец Серафим описывает это событие? "Выше мы видели, что преп. Антоний Великий видел мытарства во время молитвы, находясь вне тела..." (8) Это очень важное замечание. Оно иллюстрирует подход, с которым он делает свое исследование. Нигде в споре Св. Антония с демонами нет никакого упоминания о мытарствах; сам он не задержан, и не видит прочих душ, задержанных демонами. Отец Серафим обозначает опыт святого как «внетелесный», но это была не душа св.Антония, а он сам,
которого ангелы несли к «высотам», а не к невидимым сферам. На него клеветали демоны, рты которых были закрыты ангелами - аспект опыта загробной жизни, не упомянутого в определении теории мытарств отца Серафима. Очевидно, что влияние «воздушных демонов» существует только в этом мире; и что св.Антоний имел «телесный» опыт с демонами в «высотах» воздуха. Они обвинят всех людей на Страшном Суде как они это делают теперь, в час нашей смерти. Но это не то же самое, что остановка души бесами на мытарствах или заставах, как некоторые гностики называют их, объявляющими душу, достойной или не достойной небес, пропускающими ее или бросающими ее в ад. "Успение" - христианский термин, описывающий смерть, как разделение души и тела. (9) Момент смерти человека предрешен Богом: тело уходит в землю, а душа без любых чувств или действий, переходит во временное состояние радости или горя. Перед нами надгробное слово св. Григория Богослова его брату Кесарию: "Для меня убедительны слова мудрых, что всякая добрая и боголюбивая душа, как скоро, по разрешении от сопряженного с нею тела, освободится, приходит в состояние чувствовать и созерцать ожидающее ее благо, а по очищении или по отложении (или еще, не знаю, как выразить) того, что ее омрачало, услаждается чудным каким-то услаждением, веселится и радостно шествует к своему Владыке; ... а потом (получает) и соприрожденную себе плоть, с которой упражнялась здесь в любомудрии, от земли, ее давшей и потом сохранившей, восприняв непонятным для нас образом и известным только Богу, их соединившему и разлучившему, — вместе с ней вступает в наследие грядущей славы. И как, по естественному союзу с плотью, сама разделяла ее тяготы, так сообщает ей свои утешения, всецело поглотив ее в себя. Дождусь архангельского гласа, последней трубы, преобразования неба, претворения земли, освобождения стихий, обновления целого мира. Тогда увижу и самого Кесария не отходящим, не износимым, не оплакиваемым, не сожалениями сопровождаемым, но святым, прославленным, превознесенным, каким ты, возлюбленнейший из братьев и братолюбивейший, неоднократно являлся мне во сне, потому ли, что так изображало тебя мое желание, или потому, что это была сама истина." (Торжественная речь VII, 21 PG 35 781BC). По словам св.Амвросия "Тело и душа осуждаются вместе" (на смерть брата Сатира) Уже только по этой причине теория мытарств отца Серафима ложна, что не признает общего Суда для души и тела. Один только Христос судит всех людей. В то время, как тело разлагается в могиле, душа немедленно входит в "гадес" - «налево» или «вправо» - чтобы ждать суда по соединении с телом. Таким образом, труп должен оставаться в могиле до всеобщего воскресения и воссоединения с душой, равно как и душа должна оставаться там, где должно, до воссоединения со своим телом. Потому и св. Иоанн Златоуст говорит:"Душе, отделившейся от тела, уже невозможно блуждать здесь, потому что «души праведных в руке Божьей» (Премудр. Сол. 3:1). Да и души грешников тотчас удаляются отсюда. Это видно из притчи о Лазаре и богаче. И в другом месте Христос говорит: «в эту ночь душу твою возьмут у тебя» (Лук. 12:20). Да и быть не может, чтобы душа, вышедшая из тела, блуждала здесь. И это вполне сообразно с разумом. В самом деле, если мы, ходя по земле знакомой и известной нам, и будучи облечены телом, когда совершаем путь в странах чужих, не знаем без руководителя, какой надобно идти дорогой, то каким образом душа, отделившаяся от тела и отрешившаяся от всех земных связей, может знать без путеводителя, куда ей должно идти? " (Беседа 28.комм.на Ев.от Мф)
Безусловно, Бог может дать нам видеть покойного человека, подобно тому как св. Колумбан явился св. Брендану или видение св.Иоанном трех иерархов; но в этих случаях не было никакого «отчужденного духа», выражаясь теософским языком отца Серафима, (10) Душа не блуждает по земле, ни в этом мире, ни в следующем; душа не плавает, как призрак, вокруг своего мертвого тела - не три или девять, или сорок дней. (11) Душа пребывает там, где ей должно; она «дремлет». Отец Серафим ошибается, идентифицируя «сон души» с вульгарной доктриной современных сектантов. (12) Он прав, однако, настаивая на том, что душа осознает свое новое существование. (13) «Несмотря на свой крепкий сон, душа, как во сне, говорит святой Афраат Персидский, видит что-то, подобное тому, что Господь обещал дать ей, и если праведный ликует и радуется, то сон грешника мучителен (Гомилии VIII, 8-20). (14) "Душа либо радуется, либо сетует после смерти», - пишет святой Анастасий Синайский (ответ 89). Кроме того, судя по притче о богаче и Лазаре и богатом человеке, даже те, кто находятся в «месте мучений" вспоминают о своей жизни на земле. Богач, осознающий свою земную жизнь, умоляет праотца Авраама послать кого-нибудь, чтобы предупредить пятерых своих братьев о судьбе, которая ждет их. Патриарх отвечает, что у них есть Моисей и Пророки, чтобы помочь им избежать «мучений», которые они терпят (Луки 16:28). ( Среди библеистов существует мнение, что в данном случае Христос ссылается на древнейшее иудейское Предание, гласящее, что как бы грешен не был иудей, а все-равно вытащит его Авраам из геены огненной, Он как бы говорит тем самым, что их надежда не оправдается - прим.переводчика)
Более того, мертвым могут способствовать молитвы живых. «Мы молимся за ушедших, - пишет св. Петр Дамаскин, - чтобы они получили спасение» (15). И, конечно же, Богородица и Святые «слышат» живых и ходатайствующих за них, а также молитвы, которые они возносят за ушедших. Это делают они по воле Бога, а не по причине некоторой собственной силы, присущей душе. Таким образом, святые отцы учат, нас, что Бог контролирует судьбу души, где она будет пребывать, какие качества она сохраняет после отделения от плоти. Дьявол не имеет власти над душой, утверждает Св. Иоанн Златоуст, "А что душа, вышедшая из тела, не подлежит насилию демонов, об этом послушай, что говорит Павел: «умерый бо свободися от греха» (Римл. VI:7), т. е. уже не грешит. Если диавол не может сделать насилия душе, обитающей в теле, то, очевидно, – и вышедшей из тела. , но, согласно словам Господа, нищий умер и был унесен ангелами. . Не только душа праведного, но также и грешника унесена» (На Богача и Лазаря, Гом. 2).
И праведные, и нечестивые пребывают в сознательном, но недвижимом состоянии, в "гадесе", за исключением прославленного Спасителя, Богоматери
и Святых. Церковь молится за своих усопших членов, которые перешли на другую сторону. Они все еще Ее сыновья и дочери. Своими молитвами о прощении грехов, она облегчает их боль. Подробнее об этом позже.

ССЫЛКИ:
1. Душа после смерти, с. 257 (A.J. Mason translation, Willits, 1974, стр. 274).
2. Это само по себе осуждает еретическое учение «вне тела». Если читаешь "Добротолюбие", можно найти много предостережений против того, чтобы мысли или воображение вышли «во вне», где они переходят в сферу демонического заблуждения. В этом и заключается цель сердечной молитвы
Св. Григорий Палама говорит в этом контексте: «и согласно с ним видит в этом удерживании ума внутри тела основной признак истинного исихаста. Наоборот, пребывание ума вне тела является для него источником всякого заблуждения. "Творить ум, - пишет св. Григорий Палама, - находящимся... вне тела, дабы он там достигал умных видений, является величайшим из эллинских заблуждений, корнем и источником всякого зломыслия".»(Ответ на Варлаама).
3. Там же, стр. 257-258 (Мейсон, стр. 171).
4. В прошлом столетии французский ученый Минь сделал сборник на языке оригинала отцов и других церковных писателей. В книгах греческих авторов цитируется PG с номером тома и страница; латинских авторов одинаково, но как PL.
5. Важно обратить внимание на этот аспект исследования отца Серафима Роуза. У него нет никакой совести в «выборочном редактировании» отцов, которых он цитирует, кромсает или даже искажает их слова в соответствии со своими целями. Надо задать вопрос: почему он не стремился скорее быть наставляем святыми отцами, чем пытаться их исправить?
6. Душа после смерти, с. 136. Синод Константинополя (1672 г.) определяет Частный Суд по-другому: «Мы верим, что души усопших находятся либо в покое, либо в мучениях, каждый из них, потому что сразу после отделения от тела они произносятся либо в блаженство, или страдание и печаль, но мы признаем, что ни радость, ни осуждение еще не завершены. После всеобщего воскресения, когда душа будет соединена с телом, каждый получит всю полноту радости или осуждения»(Фрэнк Гэвин,« Некоторые аспекты современной греческой православной мысли », Милуоки, 1936, стр. 395f). Выводы отца Серафима невероятны. Никто, кроме гностических «Мистических Мастеров», никогда не предоставлял такую власть демонам.
7. Из работ епископа Игнатия (т. 3), стр. 138-139; И жизнь святого Антония, восточные православные книги, изд., С. 41 («Душа после смерти», стр. 79-80).
8. Там же, стр. 90.
9. «Сон, - пишет архиепископ Лазарь, - это метафора, используемая для описания состояния человека после смерти». В главе 3 третьего издания «Души, тела и смерти» есть исключительно хорошее обсуждение этого вопроса. 22.
10. Осознает ли это Отец Серафим или нет, но его идея о душе древнегреческая и гностическая (см. Св. Григорий Палама, Hagioretic Tome PG 150 1233BD). Кажется, он верит, что душа заключена в тело и смерть - это благословение, которое освобождает ее, чтобы жить в атмосфере, более подходящей ее духовной природе (там же, стр. 36, 106, 123-124, 141, 128). Доверие к переживаниям «вне тела» зависит от дуализма тела / души, а души - как истинного «я», чей дом - это рай, дом, который она не может найти, до тех пор, пока не освободится из тюрьмы тела. Учение отца Серафима о взаимоотношениях между душой и телом настолько явно еретично и так часто осуждалось несколькими отцами Церкви, что его невежество в этом вопросе удивительно.
11. Популярное представление о том, что семья должна предложить Коливо на третий, девятый и сороковые дни для души, парящей над телом, от которого она была отделена по смерти, не имеет оснований в христианской вере. Практика эта гностическая по происхождению. См. Обсуждение архиепископом Лазаром Св. Симеона Фессалоникийца, «О вещах, совершенных для души, тела и смерти», стр. 51-52, 1-е издание. Конституция Святых Апостолов дает те же пояснения, что и Святой Симеон. Церковная память о помиловании является на самом деле молитвой о возрождении человеческой природы. Откуда пришло гностическое учение о поминовении мертвых? Возможно, самый ранний отчет о нем - это явно гностический документ, озаглавленный "Откровение ангела о невыразимых тайнах", который ложно приписывается святому Макарию Египетскому и привязан к его пятидесяти духовным проповедям. Святой Макарий жил в Египте, что имеет значение, поскольку на этой земле найдены не греческие корни гностицизма. Языческая египетская мифология учит, что душа не может успокоиться пока тело не будет надлежащим образом похоронено, и поэтому душа должна блуждать, пока бальзамирующий ритуал для мертвых не будет завершен. В течение этого периода душа оценивается и взвешивается сорока двумя богами-номами (см. М. Элиаде, «История Религиозные идеи [т. 2], Чикаго, 1982, с. 403-407 и глава 1 выше, примечание 11).
12. Там же, стр. 249-253.
13. Отец Серафим несправедливо обвиняет «Критика» в описании душ усопших как «наркотизированных и неспособных воспринимать что-либо». Он ясно говорит об обратном (см. «Душа, тело и смерть», стр. 14, 1-е издание). Отец Серафим, по-видимому, просто преувеличивал по политическим причинам.
14. Цитируется в архиеп. Лазарь Пухало «Душа, тело и смерть», где он дает убедительное святоотеческое объяснение этого.
15. "Добротолюбие" (т. 3), пер. Г.Е.Х. Палмер, П. Шеррард, К. Варе. (Лондон, 1984, стр. 200).
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments